Ушел в прошлое XVIII век - век "фарфоровой лихорадки", когда фарфор ценился наравне с золотом, когда людей, владеющих "китайским секретом", похищали, подкупали... В начале XIX векафарфор уже не считался диковинным товаром, хотя и оставался предметом роскоши.
В 1832 году богатый Купец Терентий Кузнецов строит крупный по тем временам фарфоровыйзавод в Дулеве, где намеревается наладить массовый выпуск изделий, чтобы продавать их не только по всей России, но и за рубежом.
Предприимчивый купец менее чем за 20 лет сделал Дулевский завод ведущим фарфоровым предприятием России. Фарфор завода отличался благородной простотой - ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись - более яркая, броская.
В основном фарфор расписывали простые работницы, наделенные от природы художественным вкусом. Под руками "живописок" оживали невиданные цветы, сплетались причудливые узоры. Большинство мастериц звали Агафьями, отсюда и название неповторимого Дулевского стиля - "агашки". От бесхитростных агашек и розанов, от народного письма по керамике пошли все Дулевские рисунки, в них - душа Дулевского завода.
С 1864 года предприятие Кузнецова монополизировало почти всю керамическую промышленность России. Однако к этому времени у кузнецовского фарфора появился мощный конкурент - дешевые заграничные изделия, в оформлении которых применялись машинные способы росписи. Нужно было торопиться налаживать новое производство. И Кузнецов в короткий срок внедряет печать, деколь, трафарет. Механизация росписи значительно увеличила выпуск изделий, снизила их себестоимость, позволила расширить ассортимент. Завод в большом количестве стал выпускать столовые, чайные и кофейные сервизы, бокалы, чашки с блюдцами, сливочники, масленки, сухарницы, блюда, вазы для фруктов. Без всяких колебаний ввел Кузнецов "машинную роспись" в оформление изделий, но в то же время он держал своих стипендиатов в Строгановском училище и школеОбщества поощрения художников. Таким образом, на заводе одновременно существовали два "стиля" росписи фарфора - подражание западноевропейским "машинным" образцам и традиционная ручная Дулевская роспись: веселые, радующие глаз краски, яркая позолота.
Учитывая вкусы массового потребителя, а также все возрастающий интерес коллекционеров разных стран к традиционной народной посуде, работавшие на Дулевском заводе художники продолжали писать по старинке, вручную, создавая цветастые росписи, сохраняя самобытную Дулевскую агашку. Здесь рождались уникальные произведения, отмеченные печатью настоящего искусства, Дулевскийфарфор завоевывал рынки сбыта во всем мире. Жители Средней Азии и Турции предпочитали кузнецовскую "восточную" посуду всей прочей. Даже в ряде областей Восточного Китая Дулевские изделия считались более "китайскими", чем местные! Пополнялся и европейский ассортимент.
К концу XIX века Дулевский завод по техническому оснащению был одним из ведущих предприятий России, а по качеству выпускаемой продукции - одним из лучших в Европе, Дулевскийфарфор представлял страну на всемирных выставках. Изделия подмосковных мастеров были отмечены Золотыми медалями в Париже в 1889 и 1890 годах, получили "Гран при" в 1903 и 1905 годах в Реймсе и Льеже.